Снимать нам нечего и не для кого

Речь сегодня пойдет о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви».
В связи с последними событиями кинематографа Российской Федерации, отношение к Никите Сергеевичу Михалкову весьма неоднозначное.
Во-первых, он, как председатель Союза Кинематографистов является почти чиновником, и естественно, подозревается во всяких темных делишках.
о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви»

Во-вторых, его последний опус, как режиссера-постановщика «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель» — это, если говорить мягко, серьезные провалы; а если более жестко, откровенно плохое и никому не нужное кино стоимостью под 50 миллионов долларов. Естественно, эти факты негативно влияют на репутацию Михалкова.

В Интернете все пишут, мол, Михалков снимает всякую чушь и т.д. Но все-таки не стоит забывать, что до всех этих штучек, произошедших за последние годы, Никита Сергеевич неоднократно доказывал, что он очень хороший кинорежиссер и актер!

И я предлагаю объективнее отнестись к его творчеству. Вспомним его былые работы (в обратном порядке): «Двенадцать» (о них я бы обязательно еще написал в отдельной статье), «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» (первая часть, конечно), «Без свидетелей» — всё это замечательные фильмы, сделанные мастерски, и берущие в основу свою проблемы человеческой души, очень глубокие темы.
о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви»

За «Утомленные солнцем» у него даже имеется Оскар, как лучший иностранный фильм.
В общем, успех Никиты Михалкова, как режиссера, не случайность – это очевидно. У него есть и талант, и понимание того, как делать фильмы.

Кстати, кто не знает, Никита Сергеевич Михалков – родной брат другого очень хорошего русского постановщика Андрона Кончаловского (речь о фильмах которого у нас уже шла на страницах блога).

Также отмечу, к слову, что мой мастер в университете Виктор Иванович Бутурлин учился на высших режиссерских курсах в конце 70-х именно в мастерской Михалкова.
Но сегодня я поговорю о более ранней работе Никиты Сергеевича. На момент 75-го года он был еще начинающим режиссером, недавно выпустившимся из ВГИКа, и уже успел дебютировать в полнометражном кино любопытным вестерном про Гражданскую войну «Свой среди чужих, чужой среди своих».

И по большому счету на проект «Раба любви» попал почти случайно – другим постановщиком снималась картина на похожую тему (о немом кино и его работниках), но фильм не сложился. Михалкову предложили доснять эту работу, но он решил, что снимет фильм заново, сильно переработав сценарий.
о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви»

Сценарий, кстати, писал его брат, Андрей Кончаловский (он очень много писал сценариев для других режиссеров в свое время). От изначального проекта осталась только исполнительница главной роли – актриса Елена Соловей. И получилось, по-моему, просто замечательно.
О чем рассказывает нам «Раба любви»?

Действие разворачивается во время Гражданской войны, осень 1918-го года. Москва под властью большевиков. А в Одессе, на юге, пока еще принадлежащем белым, съемочная группа, сделавшая карьеру еще при царском немом кинематографе, заканчивает работу над мелодрамой под названием «Раба любви», в которой снимается звезда кино Ольга Вознесенская (Елена Соловей) – явный намек на реально существовавшую российскую актрису Веру Холодную.

Все эти люди, кинематографисты, работая над «Рабой любви», хоть и скрывают это, понимают, что, судя по всему, это последний фильм в их карьере – начинали они его при одной стране, а закончат при другой. И по большому счету, никому они уже не нужны.
Это понимает и режиссер картины (Александр Калягин), и энергичный продюсер Южаков (Олег Басилашвили). А оператор картины Виктор Потоцкий (Родион Нахапетов) вообще обратился к открыто революционным взглядам…

Картина приятна в первую очередь тем, что через судьбы кинематографистов – т.е. творцов, рассказана судьба страны. Ломаются судьбы, ломаются жизни. Михалков выбрал очень интересный ракурс рассказа о революции. Особенно учитывая то, насколько безмятежную и благополучную картину он представляет нам в самом начале повествования.
о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви»

Меня, как киношника, особенно тронули некоторые эпизоды: например мимолетный диалог режиссера и продюсера, в котором они вспоминали природу на натуре, на которой они снимали прежние фильмы, и в разговоре их чувствовалось понимание, что скорее всего, больше они никогда не смогут поработать так. Возможно, кого-то из них ждет смерть. Кого-то изгнание с Родины. Кого-то тюрьма.

Есть также в сюжете второстепенный персонаж Лёша Канин (играет его Евгений Стеблов) – молодой популярный актер с отвратительнейшим голосом. И тут проскакивает едва заметный намек – и его карьера закончиться в ближайшее десятилетие, т.к. такой голос никому не понадобится в советском кинематографе нового времени…

Конечно, в «Рабе любви» очень мощные актеры.
Хотя, должен признать, что двое главных исполнителей – Елена Соловей и Родион Нахапетов не так, чтобы уж сильно впечатлили меня. Они очень хороши, но не более.
Гораздо круче и заметнее, на мой взгляд, здесь как раз Басилашвили и Калягин. Оба представляют настоящих интеллигентов чуть разного характера. И создают образы людей, которые не нужны новой России.

Сам Никита Михалков, кстати, появляется в небольшой роли революционера Ивана, работающего официантом в местном ресторанчике.
Также на экране заметна работа художника Александра Адабашьяна – я полноценно верю в эпоху, благодаря костюмам, декорациям, натуре, реквизиту. А операторская работа Павла Лебешева (с которым Михалков делал все ранние картины) поддерживает этот мир конца 10-х годов ХХ века. Проведена работа на славу. За что Адабашьяну и Лебешеву спасибо.

Отдельного слова достоин замечательный саундтрэк, написанный Эдуардом Артемьевым. Этот композитор работал с Михалковым вообще на всех проектах, с Кончаловским на многих, а с Тарковским на двух (один из них – «Сталкер»).
о картине Никиты Михалкова 1975-го «Раба любви»

Его музыка всегда узнаваема, всегда вызывает эмоцию и создает определенную атмосферу. Я большой поклонник творчества Артемьева, и частенько слушаю его музыку отдельно от фильмов, к которым она написана.

В общем, я однозначно рекомендую к просмотру фильм «Рабу любви», т.к. она актуальная и сейчас – это фильм о людях, живущих на лезвии бритвы между старым миром и новым, между прежней их Родиной и новой, которая неизвестно, Родина или нет.
И особенно показательно, что эти люди – киношники. Как кто-то говорил, трещина мира проходит через сердце художника. Хотя, конечно, любителям экшена вряд ли стоит знакомиться с данным произведением.

Что касается ближайших планов – я хотел бы сделать еще большой обзор на русские вестерны (так называемые «Истерны»). На примере нескольких фильмов среди которых «Седьмая пуля» (по сценарию того же Кончаловского) и «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *