Аттила гунн, племена гуннов

Сто с лишним лет Северное Причерноморье принадлежало готам, которые вторглись в Крымскую Скифию и предали огню и мечу почти все скифские поселения. К середине 4-го века готы уже сплотились в мощную устойчивую державу, их короли владели несметными богатствами, они подчинили себе все местные племена и постепенно даже стали принимать христианство — словом, готы переживали расцвет. Однако это длилось недолго — уже в конце четвертого века из Центральноазиатских степей пришло свирепое племя гуннов.

Гунны вызывали страх и ненависть современников. Христиане приходили в ужас от их образа жизни, внешнего вида, от их кочевой жизни, которая всю жизнь проходила в путешествии за своим стадом, от язычества, пронизывающего повседневный быт гуннов. Особое отвращение вызывали гадания, которые они проводили на внутренностях животных, их пристрастие (вызванное, разумеется, кочевым образом жизни) питаться полусырым мясом, необычное оружие, обычай срезать мальчикам кожу на лице, чтобы впредь у него никогда не росла борода и усы. Людей пугало то, что взрослый мужчина из гуннов был всегда готов к сражению, и это делало их подготовку крайне короткой, а нападение — молниеносным. Все это складывало о них как вполне логичное мнение — свирепые, неудержимые воины, так и полусказочное мнение о том, что гунны — потомки болотных духов, и этим, стало быть объясняется их бесстрашие, многочисленность, ярость и варварские бесчестные тактики ведения боя.

Херсонесу, как и Боспору, удалось избежать разграбления, хотя и не без помощи Римской империи, которая оплатила ремонт городских стен. Кроме того, в 5 веке римляне расселили вокруг Херсонеса племена алан и готов, которые таким образом становились римскими «федератами» (то есть заключали с Римом союз, согласно которому теперь обязаны были защищать Херсонес от гуннов в обмен на деньги и земли). Все это доказывает, что Рим ценил Херсонес и его положение в Северном Причерноморье.

Гунны более ста лет держали полуостров в своей власти.

И хозяйство их было однообразным: как и всякие кочевники, они занимались лишь скотоводством, разводили коз, овец и коров, хорошо охотились, не гнушались грабежом, как и всякие кочевники, хорошо владели кожевенным делом, ткачеством, умело обрабатывали дерево, охотно обменивались товарами с римлянами и другими племенами.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский в своем труде «Война с готами» писал о том, что все пространство между Херсоном и Боспором занято варварами из племени гуннов. Примечательно, что Византия стремилась использовать это себе на благо: в то время она мечтала установить свою власть на всем полуострове и пришла к решению платить кочевникам и пытаться обратить их в христианство, подсылая к гуннским вождям миссионеров (что вызвало ярость варваров).

Поначалу центром жизни каждого воина был его конь, однако позже произошел общественный переворот, в результате которого влиятельная и зажиточная часть общества стала жить в поселениях.

Мужчины воевали и грабили, а женщины занимались домашними делами. Кроме того, гунны были язычниками, они сжигали мертвых, веря в то, что так душа усопшего скорее попадет на небо, у них были шаманы и колдуны, которые обращались к силам земли и природы.

Можно предположить, что владычество этого свирепого племени на полуострове могло бы продлиться и дольше. Однако вождь гуннов Аттила, в середине 5-го века объединивший почти все племена и объявивший войну Риму, в 453 году неожиданно умирает на собственной свадьбе. Это стало началом конца для гуннов. Сыновья Аттилы не смогли поделить отцовские владения, могущественная держава распалась, и после решающей битвы, в которой все объединенные под блистательным знаменем Аттилы племена пошли друг на друга, многие гунны поспешили вернуться в Северное Причерноморье и раствориться среди местного населения. На этом их история кончается.

Крымские гунны почти не оставили после себя материального наследия. От них практически не осталось могильных захоронений на территории полуострова, а на территории Украины лишь несколько, но можно выделить несколько отличительных особенностей захоронения воина — например, рядом с усопшим клали оружие, конскую сбрую или части лошадиной туши, что, вероятно, обусловлено тем, что жизнь гунна проходила почти всегда верхом на коне, не исключая даже важных политических совещаний. Кроме того, этим кочевникам было свойственно стремление к золоту и драгоценным камням: в женских захоронениях помещали зеркала и множество украшений. Посуда и утварь гуннов практически неизвестна.

Таково было яркое, хоть и кратковременное пребывание этого могучего племени на территории Крыма, которое предшествовало не менее кровавому Средневековью

Поделиться с друзьями: